Почему у меня не качает плей маркет

Рабочий пыльный почему у меня не качает плей маркет Алапаевск в полутора сотнях километров от Екатеринбурга давно и прочно слывёт "узкоколейной столицей": отсюда в окрестные леса на сотни километров уходит крупнейшая в мире система железных дорог колеи 750мм, по которой курсируют даже плацкартные вагоны и туристические поезда. Но с последними я не совпадал по датам, а у пассажирского поезда Алапаевск - Санкино такое расписание, что на конечной станции я мог провести или десять минут глубокой ночью, или сутки. Конечно же, я предпочёл второй вариант, поэтому мой рассказ про АУЖД, как и про Мёртвую дорогу на другом конце этого путешествия, будет состоять из двух частей: в первой - что можно увидеть, просто съездив туда-сюда, а во второй - о сутках, проведённых в глухомани.

В прошлой части - о чрезвычайно необычном для России городе Верхняя Пышма, который вместе с АУЖД стал поводом заехать на Урал по дороге с Югорского севера.

На самом деле Алапаевск славен не только узкоколейкой - основанный в 1702 году, наряду с Невьянском он был и истоков "горнозаводской цивилизации" Урала, но сохраняя эту суть до наших дней, с конца 18 века числился полноценным уездным городом. По дороге в Алапаевск, а это около 3 часов на автобусе - типично уральские пейзажи со скалами у тихих речек, таёжными перелесками среди полей и разноцветно дымящими трубами заводов, довлеющими над городами как замки.

2.

Алапаевск и окрестности я неплохо осмотрел в 2010 году. В самом городе есть старейший на Урале собор и старейшее за Уралом до самого Тихого океана гражданское здание - заброшенный цех. В окрестностях - один из лучших в России "скансен" уральского деревянного зодчества в Нижней Синячихе, мрачный современный монастырь "мучеников Алапаевской шахты" (великих князей, то есть более дальней царской родни, чем "мученики Ганиной Ямы") да деревня Коптелово с 350-летними избами, на самом деле попадающимися и в других зауральских деревнях. В 2010-м я оставил "на потом" АУЖД, в 2016-м не стал возвращаться ни в одно из посещённых прежде мест.

2а.

Даже в самом Алапаевске я ходил по совсем другим улицам, лишь из окна автобуса увидев знакомые холодные ржавые домны Алапаевского металлургического завода в излучине Нейвы. Автовокзал раньше был на самой окраине в конце улицы Ленина, и автобус из Екатеринбурга проезжал центр насквозь. Сейчас автовокзалом служит небольшой павильончик "у Монетки" (магазина), куда автобусы подаются непосредственно к отправлению - он расположен, напротив, чуть-чуть недоезжая исторического центра. И вместо того, чтобы пойти улицей Ленина на север (где на самом деле я в 2010 многого не видел - например, затопленный Кукуй-рудник), я направился на запад по параллельным улицам Фрунзе и Сафонова, где увидел совсем другой Алапаевск - советский:

3.

На улице Сафонова, которую здесь сменяет улица Веры Шляпиной - круглая площадь Революции с соответствующим мемориалом:

4.

От которого бульварчик ведёт к стоящему на улице Фрунзе кинотеатру "Заря":

5.

В окрестных пятиэтажках на обратном пути рано утром обнаружился бульвар с деревянными идолищами. На самом деле среди заводских городов Свердловской области Алапаевск один из самых мрачных и запущенных, но в этих районах такого ощущения нет, а может просто за 6 лет изменился город.

6.

Дальше пятиэтажки сменяются барачником:

7.

7а.

Барачник - избами, многоквартирными и частными:

8.

8а.

Здесь особое внимание стоит обратить на перпендикулярную нашему движению улицу III Интернационала, некогда связывавшую два алапавеских вокзала. Если пойти по ней с километр на север - можно выйти к станции широкой колеи Алапаевск-1, очень странному узлу второстепенных линий на Екатеринбург, Нижний Тагил и Серов. Длинный деревянный вокзал 1912 года постройки сохранился, но пользы от него путешественнику, скажем прямо, немного:

9.

А если пойти на юг и в самом конце свернуть во дворы у завода "Стройдормаш" - обнаружится закрытый с 2000 года вокзал станции Алапаевск-2, некогда главный на узкоколейке. Что удивительно - хотя он не действует уже полтора десятилетия, из трёх прохожих в ответ на вопрос "Как пройти к узкоколейке?" двое посылали меня сюда:

10.

А если улицу III Интернационала просто пересечь и пройти ещё с полкилометра по улице Бочкарёва (по дороге - магазин местной птицефабрики, где я очень удачно купил копчёных шашлычков себе в дорогу) - то выйдешь к депо АУЖД, где станция Алапаевск-2 находится ныне - "отрубив" километр до старого вокзала, она стала крайней точкой дороги:

11.

Хотя идеи железных дорог для подвоза дров и сырья на заводы в Алапаевском горном округе обсуждались с 1820-х (!) годов, в свой тогдашний расцвет Горнозаводской Урал предпочёл почить на лаврах, и максимум, на что тогда здесь хватило духу - это уложить в 1844 году внутризаводские пути из рельс, забракованных на Московско-Петербургской магистрали. Но попытки оживить зачахшую уральскую промышленность начались ещё до советский индустриализаций: в конце 19 века в Алапаеск пришёл французский капитал, и новые хозяева взялись оптимизировать производство отнюдь не в РЖДшном смысле этого слова. Первая узкоколейка на станцию Мугай, 55 километров на северо-запад, была пущена в 1898 после пяти лет тяжёлой стройки, а в 1912 году появилась и нынешняя линия на северо-восток, к концу 1930-х годов ставшая для АУЖД основным ходом. Возили по ней лес, асбест и пассажиров, а расцвет Алапаевки, как и у большинства советских узкоколеек, пришёлся в 1970-е годы, когда общая протяжённость её путей достигала невероятных по нынешним времена 620 километров. Более того, совсем немного отделяло её конечные станции от других УЖД, и сомкнувшись (а такие планы были), они образовали бы грандиозную систему общей протяжённостью порядка 2000 километров, крупнее железнодорожных сетей иных стран! Однако время узкоколеек прошло, их сокращение началось ещё в 1980-е годы, и многие гигантские системы, как Чернораменская в Средней полосе или Хандагатайская в Бурятии, исчезли с тех пор без следа. Падали они вместе, в какие-то моменты АУЖД даже теряла первенство (самые серьёзные закрытия пришлись на 2000 год), но всё же она уцелела, и с протяжённостью 140 километров главной линии и 240-270 со всеми боковыми ветками теперь она с большим отрывом крупнейшая в мире в своём стандарте колеи.

12.

В закутке за депо, на кадре выше, теперь пассажирская станция. Справа - платформа, слева - обрубок линии к бывшему вокзалу, причём с тремя рельсами "двойной" колеи. Нынешним вокзалом служит кирпичная будка, но в зале ожидания немногочисленным пассажирами места хватает на всех:

13.

Поезд отходит в 19:30, в 18:30 начинается продажа билетов (предварительной продажи тут нет), да и зал открывают то ли в 17 - раньше сюда приходить попросту нет смысла. Говорят, иногда билетов не хватает, но в дни моего приезда поезд в обе стороны ходил полупустым. Сами билет выглядит так - тут всё серьёзно, кроме цен (160 рублей за 6,5 часов пути):

13а.

Можно сходить и в депо по ту сторону забора - прямо на его территории обитает какой-то автосервис, а поэтому и вход туда свободный. У ворот, на постаменте - единственный на АУЖД тепловоз ТУ2 1950-х годов, символ русских узкоколеек. Второй памятник - не вернувшимся с войны железнодоржникам, а среди вернувшихся был и Василий Харлов (о нём - позже), увековеченный мемориальной доской на сером административном корпусе поодаль:

14.

С другой стороны - депо. Кажется, ни разу прежде я не видел столько узкоколейных путей в одном месте. Жаль, что фотографией не передать, НАСКОЛЬКО колея на самом деле узкая:

15.

За депо обнаружился старый гидрант, пара каких-то вагонов и обтявкавшие меня собаки. Следом вылез угрюмый сторож, и сказал, что здесь ходить нельзя и фотографировать тоже, и это изрядно меня удивило - из всех прочитанных путевых заметок следовало, что туристы здесь ходят что по музею, а работники им только рады. Может, сработал банальный "синдром вахтёра", и мне стоило потребовать кого-то старшего по должности, но я поленился, да и были ли таковые на месте в воскресение? Я не попал ни в депо (где есть весьма интересные машины вроде настоящего рельсового автобуса), ни в отличный, по словам других путешественников, музей, созданный тем самым Василием Харловым - он работает сейчас свободно (а не по записи, как ещё несколько лет назад), но только по будням... Фото и из депо, и из музея можно посмотреть у kirillfedorov4.

16.

На вокзале же понемногу начинал скапливаться народ, вполне нормальный сельский люд с вечно растерянными тётушками, суровыми мужиками в затёртом камуфляже, удалыми пацанами со шрамами от сельских драк, хитроглазыми девчонками, к коим примешивались немногочисленные дачники из Екатеринбурга. Я расспрашивал их, что да как, отвечали мне очень дружелюбно и даже не удивлялись, что я у них забыл - туристов на АУЖД действительно немерено, до меня к кассе подходили неформалистые парень и девушка, в итоге так и не поехавшие, а в обратном поезде сутки спустя уже по прибытии обнаружился молодой немец. Здесь есть "круизный" поезд (ближайший рейс со свободным набором мест - в сентябре) для тургрупп, но что ещё интереснее - в 11:20 по субботам из Алапаевска отправляется обычный рейс до Верхней Синячихи, сделанный специально для туристов выходного дня из Екатеринбурга. В общем, АУЖД не просто самая большая, но и самая развитая узкоколейка России, вполне осознавшая себя достопримечательностью.

17.

Между тем, за всеми этими разговорами, я вдруг услышал тарахтение и стук тепловоза, и побежал смотреть, чем разродилось депо.
Мимо проехал ТУ7 - самый массовый в истории тепловоз колеи 750мм, "рабочая лошадка" советских узкоколеек. Как я понимаю, он просто выпускал из депо молодого "коллегу", которому и предстояло вести пассажирский поезд.

18.

С тремя вагончиками он вышел за ворота депо и скрылся за поворотом - конфигурация путей здесь такая, что разъезд занимает минут десять времени. За теми козловыми кранами - станция Красная:

19.

Вот поезд подан под посадку, и знакомого с другими постсоветским узкоколейками человека его вид приводит в культурный шок:

20.

Красный ТУ7, возможно, раньше сам водил пассажирские поезда - у griphon можно оценить облик АУЖД 8 лет назад, порядком с тех пор изменившийся. Тогда видавший виды поезд состоял из 5 разноцветных вагонов с лозунгами на боках ("Человек славен трудом", "Урал - опора России", "Берегите лес", "Пользуйтесь услугами железнодорожного транспорта"), а одной из главных достопримечательностей АУЖД были единственные (!) на колее 750мм плацкартные вагоны (теоретически тут есть ещё почтово-багажный вагон и даже единственный узкоколейный вагон-храм, фотографий которого я так и не нашёл). В моём поезде вагонов было три - один общий:

21.

И два плацкартных. Но могли ли вы себе представить, что вагоны узкоколеек могут выглядеть так?! Они, вместе с тепловозом, построены в Камбарке по заказу АУЖД в 2014 году, и это кажется единственный такой случай - вроде бы камбарский завод что-то клепает на экспорт (ведь советские узкоколейки остались в странах типа Кубы или Вьетнама) и для ДЖД, но алапаевский ТУ7А-3367 теперь, кажется, единственный тепловоз "взрослых" узкоколеек, построенный в постсоветское время, и вполне может быть, что последний.

22.

В вагоне просторно и пахнет новизной. Странно, что полки только боковые - вагоны здесь не столько уже обычных, сколько короче, и проход между полок как-то даже до неприятного широк, а спальных мест всего 16. Такое ощущение, что сюда вполне можно было впихнуть плацкартные отсеки без боковушек, но возможно именно такую компановку сделали из соображений равновесия. В салон выступают кабина проводницы (на кадре выше справа) и туалет, с виду как био, но на самом деле "дырка в полу"... причём худшее место вагона тут не "около туалета", а прямо напротив его двери! И всё бы ничего, но в этой сказке нет постельного белья, и вместо подушки я использовал пакет со своим тряпьём, завёрнутый в джинсовку.

22а.

Итак, поезд отправляется - в такую глушь, куда никак иначе не доехать. Сейчас он делает 4 рейса в неделю, и если бы я по каким-то причинам не успел на обратный поезд в ночь с понедельника на вторник - застрял бы в Санкино до четверга. Первая от Алапаевска-2 станция Красная расположена буквально за поворотом от депо, среди бескрайних лесопилок - гигантская по узкоколейным меркам сортировка с парой десятков путей, в основном пустых и зарастающих. Официально тут есть стоянка, но бессмысленность её столь очевидна, что поезд в обе стороны проходил Красную без остановок:

23.

Покинув город, линия уходит в леса, делая по ним внушительную петлю. Поезд идёт медленно и даже с такой скоростью ощутимо раскачиваясь, и это была проблема ещё во времена постройки АУЖД, когда синячихинские крестьяне пешком проходили 12км до города за два часа, а поезд свои 26 километро одолевал порядка 4 часов. В лесах я фотографировал лишь километровые столбики, а в какой-то момент узкоколейка подныривает под "широкую" линию Алапаевск - Нижний Тагил:

24.

От медленного пути через лес, скребущий ветками по окнам, успеваешь устать. Но в какой-то момент за опушкой расступается пруд - значит, по законам устройства Урала, рядом должен быть и завод:

25.

У одного из домов заметил каракат - местность тут вполне доступная по дорогам, но глухомань подступает вплотную:

26.

Вот и плотина, пущенная в 1769 году - на Урале этот момент обычно становится датой рождения города. Верхняя Синячиха с той поры выросла лишь в ПГТ (10,8 тыс. жителей), но потому лучше сохранила пейзаж с высокой домной над пространством изб. Главная её достопримечательность - отличный Музей истории промышленности с уличной экспозицией, и я даже собирался сойти в Синячихе на обратном пути, но в итоге поленился. Сооружения плотины, как видите, советские, но само её "тело" насыпано два с половиной века назад, и всё это время сквозь неё непрерывно струится вода:

27.

В 20:35 поезд прибывает на станцию Синячиха, у деревянного вокзала стоянка несколько минут. Раньше поезд делал в Синячихе штук пять остановок - 21-й километр, Тимошково, собственно вокзал, Больница, Угольная, но сейчас и здесь-то, кажется, один человек сел и никто не вышел.

28.

Может, кто из знатоков железных дорог подскажет, что за действо происходит у столба?
В сотне метров от станции - заброшенная баня:

29.

Саму Синячиху в сгущающихся сумерках снимал из тамбура, открыв дверь - мотает изрядно, но не так, чтобы прямо вывалиться. Расслабляться, впрочем, тоже не стоит - пару раз меня довольно чувствительно огрело ветками. По дороге мост через реку Синячиха, а над рекой похожие на замок тёмного властелина доменные печи Верх-Синячихинского завода:

30.

Ехал бы я тут месяцем раньше - меня сопровождал бы мягкий предзакатный свет, но в конце июля в 9 вечера уже слишком темно, чтобы снимать на ходу да в тряске. За заводом путь пролегает среди отвалов:

31.

А за ними - по "новой" части посёлка. Обыденные до унылости пейзажи, если бы не одно "но" - созерцаешь их из окна узкоколейного вагона:

32.

Успенская церковь - явный новодел. Поближе к заводу есть и старый храм конца 18 века, но вроде бы он всё ещё в руинах:

32а.

На этой же частью посёлка довлеют густо дымящие трубы фанерного комбината "Фанком", который и обеспечивает теперь благополучие Верхней Синячихи и жизнь АУЖД:

33а.

На путях прилегающей к нему станции Угольная - длиннющие составы с лесом:

33.

Угольная здесь вообще одна из главных станций, некоторое время бывшая даже конечной. 2016-й год для АУЖД был весьма непростым - весной линия пострадала от разгула стихии, размывшей в нескольких местах насыпь и повредившей мост через Синячиху, который приехавшая из Екатеринбурга проверка постановила закрыть мост для пассажирского движения до устранения неполадок. Угольная тогда стала начальной станцией, и на любой другой узкоколейке это значило бы, что теперь так насовсем - как у дряхлых стариков, у них не заживают раны... Но только не на АУЖД! Позвонив накануне поездки уточнить расписание, я с удивлением узнал, что мост починили и поезд в Санкино ходит по-старому, в Угольную прибывая в 20:58.

34.

Вот так выглядит местный локальный край ойкумены, которым служит линия Алапаевск-Серов (не путать с основной линией Нижний Тагил - Серов). Дальше иначе как по УЖД пройдёт разве что вездеход или трактор, ближайший город в той стороне - югорский Урай за 300 километров отсюда.

35.

Но до того, как совсем смерклось я успел ещё выйти на станции Ельничная - по расписанию стоянка там 10 минут (с 21:44), но фактически мы простояли у деревянного вокзала с мемориальной доской местному герою войны Николаю Шалашникову и все двадцать.

36.

В скверике рядышком - воинский памятник с весьма проникновенной надписью "Бессмертен павший за великое дело. В народе жив вечно, кто для народа жизнь положил, трудился, боролся и умер за общее благо":

37а.

Но именно здесь я ощутил дух узкоколейки - она связует несколько деревень, где живёт дай бог если несколько сот человек, и на этих станциях реально "все друг друга знают" - пассажиры и поездная бригада, работники станции и селяне курят у вагонов, болтают о том, как у Надьки померла корова, от Соньки ушёл муж, Михалыч поймал вот такую рыбу, а Лёшка хоть и дурак дураком, да работает теперь в Свердловске, где все люди злые и нечем дышать, и была бы в нашей деревне работа... эх, всё развалили! И в общем простоял бы здесь поезд хоть полчаса - вряд ли бы это кого-то расстроило: узкоколейка уходит в какое-то подространство с иными временем и укладом, и именно на эту потайную цивилизацию я и хотел взглянуть.

37б.

А вот у вокзала в компании роскошной собаки девочка с таким неприятно взрослым лицом, будто ничего хорошего в её жизни не было и уже не будет. Сфотографировал её по требованию сильно пьяной мамаши у поезда, до того навязчиво требовавшей, чтобы я сфотографировал машиниста с помошником, тащивших с вокзала какие-то железяки: "Чё ты какую-то херню снимаешь? Ты вот их сфоткай, сфоткай, как они железо п...здят! Видал как алапаевские железно п...здят? Сфоткай их, а то потому будут говорить, что это мы ельничные всё с...здили!". Деревни вдоль АУЖД оказались вобще весьма богаты сюжетами из "интеллигентского кино" (если кто не в курсе, это жанр о поглощении кубометров водки жителями русской глубинки), но может просто дело в том, что нормальные люди по вечерам пьют дома чай со стопочкой для лучшего сна, а пьяные шатаются по деревне и неизбежно приходят на вокзал, который служит в этом мирке ночным клубом.

38.

Дальше совсем стемнело, а я наконец заснул. Поезд проходил ещё станции Строкинка, Чернышёвка, Муратково с кирпичными вокзальчиками сарайного типа, а от линии здесь отходит несколько боковых веток - на Берёзовку (из Чернышёвки), Бобровку (из Ельничной), Гаранинку (оттуда же, но вроде бы разобрана в 2012 году). На них тоже есть какое-никакое движение, причём весьма экзотическое - например, пару лет назад из Берёзовки в Угольную четырежды в месяц (по два рейса в первую и последнюю недели) ходил тепловоз с настоящей теплушкой (фото у Болашенко), возможно последней в России, и в таком окружении даже наша линия выглядит как магистраль. Где-то в пол-первого ночи, с опережением графика (несмотря на долгие стоянки!) поезд прибыл на конечную станцию Санкино, чтобы через десять минут отправиться назад:

39.

Нормальный турист тут же бежит в кассу за билетом, однако я, как уже говорилось, решил остаться в Санкино на сутки. И чтобы не перегружать следующий пост, здесь же покажу и фотографии станции Санкино при свете следующего дня. Вот слева кирпичный вокзал, бывший моей "гостиницей", справа видимо какие-то запасные пути. Зелёный вагончик скрывает внутри печку-буржуйку, а на морде снегоочистителя почему-то написано "Личный!":

40.

На четвёртом пути стоит длиннющий состав со шпалами, который со стороны южной горловины замыкает полувагон:

41.

А с северной - пара теплушек и ряд пустых лесовозов:

42.

Ещё какие-то странные вагоны на запасном пути - сцепы для перевозки хлыстов:

43.

Длинные цистерны у депо, вид сквозь сцепление:

44.

45.

Ручные стрелки и депо:

46.

А воту входа чинят ТУ4, утром куда-то ездивший - возможно, здешние усталые старые машины приходится чинить после каждого рейса? Зелёных ТУ4 тут минимум два, один с советским гербом, другой с российским, и чинили именно последний, в то время как "советский" исправно работал дальше по линии на Калач.

47.

В здешнее депо я зашёл беспрепятственно, обнаружив там ещё один ТУ4 с трелевочным трактором на платформе - стало быть, обслуживает лесозаготовки:

48.

Ещё какая-то техника на задворках депо. Тишина и такой сладкий воздух, что меня порой неудержимо клонило в сон.
Мозг отказывается воспринимать АУЖД как узкоколейку и самопроизвольно расширяет её пути. Кажется, что дорога ведёт сквозь время, прямиком в прошлое, и ты здесь как на обычной станции, но только лет этак 40 назад. Не знаю почему, но у меня перед глазами вставала товарная станция в Тюмени, где в "Белом шарике матроса Вильсона" Владислава Крапивина главный герой забился в теплушку, спасаясь от хулиганов... Тем более укрытия от гопников на этой станции пришлось искать и мне.

49.

Но об этом,о деревне Санкино и о том, как я катался в Калач на "бешеной табуретке" - в следующей части, последней перед долгим отъездом в пески Туркестана.

50.

В ссылках-превью - другие мои посты об узкоколейках. В доЖЖшную эпоху ещё довелось побывать на ныне покойной Тумской УЖД и в переславском музее.

СЕВЕР-УРАЛ-2016
Обзор поездки и оглавление серии.
Селькупия
Вертолётом над тундрой.
Красноселькуп.
Мёртвая дорога. Река Таз и брошенные паровозы.
Мёртвая дорога. Посёлок Долгий и поход по линии
Нефтегазовый край.
Железные дороги Югории.
Как добывают нефть.
Ноябрьск. Город нефтяников в краю газовиков.
Когалым. Столица ЛУКойла.
Нижневартовск.
Сургут. Городской пейзаж.
Сургут. Старина и транспорт.
Сургут. Вездеходы "Тром".
Горнозаводской Урал.
Верхняя Пышма. Медный город.
АУЖД. Алапаевск и поезд.
АУЖД. Санкино и бешеные табуретки.
...другие посты будут осенью-зимой.

Почему у меня не качает плей маркет

Рабочий пыльный Алапаевск в полутора сотнях километров от Екатеринбурга давно и прочно слывёт "узкоколейной столицей": отсюда в окрестные леса на сотни километров уходит крупнейшая в мире система железных дорог колеи 750мм, по которой курсируют даже плацкартные вагоны и туристические поезда. Но с последними я не совпадал по датам, а у пассажирского поезда Алапаевск - Санкино такое расписание, что на конечной станции я мог провести или десять минут глубокой ночью, или сутки. Конечно же, я предпочёл второй вариант, поэтому мой рассказ про АУЖД, как и про Мёртвую дорогу на другом конце этого путешествия, будет состоять из двух частей: в первой - что можно увидеть, просто съездив туда-сюда, а во второй - о сутках, проведённых в глухомани.

В прошлой части - о чрезвычайно необычном для России городе Верхняя Пышма, который вместе с АУЖД стал поводом заехать на Урал по дороге с Югорского севера.

На самом деле Алапаевск славен не только узкоколейкой - основанный в 1702 году, наряду с Невьянском он был и истоков "горнозаводской цивилизации" Урала, но сохраняя эту суть до наших дней, с конца 18 века числился полноценным уездным городом. По дороге в Алапаевск, а это около 3 часов на автобусе - типично уральские пейзажи со скалами у тихих речек, таёжными перелесками среди полей и разноцветно дымящими трубами заводов, довлеющими над городами как замки.

2.

Алапаевск и окрестности я неплохо осмотрел в 2010 году. В самом городе есть старейший на Урале собор и старейшее за Уралом до самого Тихого океана гражданское здание - заброшенный цех. В окрестностях - один из лучших в России "скансен" уральского деревянного зодчества в Нижней Синячихе, мрачный современный монастырь "мучеников Алапаевской шахты" (великих князей, то есть более дальней царской родни, чем "мученики Ганиной Ямы") да деревня Коптелово с 350-летними избами, на самом деле попадающимися и в других зауральских деревнях. В 2010-м я оставил "на потом" АУЖД, в 2016-м не стал возвращаться ни в одно из посещённых прежде мест.

2а.

Даже в самом Алапаевске я ходил по совсем другим улицам, лишь из окна автобуса увидев знакомые холодные ржавые домны Алапаевского металлургического завода в излучине Нейвы. Автовокзал раньше был на самой окраине в конце улицы Ленина, и автобус из Екатеринбурга проезжал центр насквозь. Сейчас автовокзалом служит небольшой павильончик "у Монетки" (магазина), куда автобусы подаются непосредственно к отправлению - он расположен, напротив, чуть-чуть недоезжая исторического центра. И вместо того, чтобы пойти улицей Ленина на север (где на самом деле я в 2010 многого не видел - например, затопленный Кукуй-рудник), я направился на запад по параллельным улицам Фрунзе и Сафонова, где увидел совсем другой Алапаевск - советский:

3.

На улице Сафонова, которую здесь сменяет улица Веры Шляпиной - круглая площадь Революции с соответствующим мемориалом:

4.

От которого бульварчик ведёт к стоящему на улице Фрунзе кинотеатру "Заря":

5.

В окрестных пятиэтажках на обратном пути рано утром обнаружился бульвар с деревянными идолищами. На самом деле среди заводских городов Свердловской области Алапаевск один из самых мрачных и запущенных, но в этих районах такого ощущения нет, а может просто за 6 лет изменился город.

6.

Дальше пятиэтажки сменяются барачником:

7.

7а.

Барачник - избами, многоквартирными и частными:

8.

8а.

Здесь особое внимание стоит обратить на перпендикулярную нашему движению улицу III Интернационала, некогда связывавшую два алапавеских вокзала. Если пойти по ней с километр на север - можно выйти к станции широкой колеи Алапаевск-1, очень странному узлу второстепенных линий на Екатеринбург, Нижний Тагил и Серов. Длинный деревянный вокзал 1912 года постройки сохранился, но пользы от него путешественнику, скажем прямо, немного:

9.

А если пойти на юг и в самом конце свернуть во дворы у завода "Стройдормаш" - обнаружится закрытый с 2000 года вокзал станции Алапаевск-2, некогда главный на узкоколейке. Что удивительно - хотя он не действует уже полтора десятилетия, из трёх прохожих в ответ на вопрос "Как пройти к узкоколейке?" двое посылали меня сюда:

10.

А если улицу III Интернационала просто пересечь и пройти ещё с полкилометра по улице Бочкарёва (по дороге - магазин местной птицефабрики, где я очень удачно купил копчёных шашлычков себе в дорогу) - то выйдешь к депо АУЖД, где станция Алапаевск-2 находится ныне - "отрубив" километр до старого вокзала, она стала крайней точкой дороги:

11.

Хотя идеи железных дорог для подвоза дров и сырья на заводы в Алапаевском горном округе обсуждались с 1820-х (!) годов, в свой тогдашний расцвет Горнозаводской Урал предпочёл почить на лаврах, и максимум, на что тогда здесь хватило духу - это уложить в 1844 году внутризаводские пути из рельс, забракованных на Московско-Петербургской магистрали. Но попытки оживить зачахшую уральскую промышленность начались ещё до советский индустриализаций: в конце 19 века в Алапаеск пришёл французский капитал, и новые хозяева взялись оптимизировать производство отнюдь не в РЖДшном смысле этого слова. Первая узкоколейка на станцию Мугай, 55 километров на северо-запад, была пущена в 1898 после пяти лет тяжёлой стройки, а в 1912 году появилась и нынешняя линия на северо-восток, к концу 1930-х годов ставшая для АУЖД основным ходом. Возили по ней лес, асбест и пассажиров, а расцвет Алапаевки, как и у большинства советских узкоколеек, пришёлся в 1970-е годы, когда общая протяжённость её путей достигала невероятных по нынешним времена 620 километров. Более того, совсем немного отделяло её конечные станции от других УЖД, и сомкнувшись (а такие планы были), они образовали бы грандиозную систему общей протяжённостью порядка 2000 километров, крупнее железнодорожных сетей иных стран! Однако время узкоколеек прошло, их сокращение началось ещё в 1980-е годы, и многие гигантские системы, как Чернораменская в Средней полосе или Хандагатайская в Бурятии, исчезли с тех пор без следа. Падали они вместе, в какие-то моменты АУЖД даже теряла первенство (самые серьёзные закрытия пришлись на 2000 год), но всё же она уцелела, и с протяжённостью 140 километров главной линии и 240-270 со всеми боковыми ветками теперь она с большим отрывом крупнейшая в мире в своём стандарте колеи.

12.

В закутке за депо, на кадре выше, теперь пассажирская станция. Справа - платформа, слева - обрубок линии к бывшему вокзалу, причём с тремя рельсами "двойной" колеи. Нынешним вокзалом служит кирпичная будка, но в зале ожидания немногочисленным пассажирами места хватает на всех:

13.

Поезд отходит в 19:30, в 18:30 начинается продажа билетов (предварительной продажи тут почему у меня не качает плей маркет нет), да и зал открывают то ли в 17 - раньше сюда приходить попросту нет смысла. Говорят, иногда билетов не хватает, но в дни моего приезда поезд в обе стороны ходил полупустым. Сами билет выглядит так - тут всё серьёзно, кроме цен (160 рублей за 6,5 часов пути):

13а.

Можно сходить и в депо по ту сторону забора - прямо на его территории обитает какой-то автосервис, а поэтому и вход туда свободный. У ворот, на постаменте - единственный на АУЖД тепловоз ТУ2 1950-х годов, символ русских узкоколеек. Второй памятник - не вернувшимся с войны железнодоржникам, а среди вернувшихся был и Василий Харлов (о нём - позже), увековеченный мемориальной доской на сером административном корпусе поодаль:

14.

С другой стороны - депо. Кажется, ни разу прежде я не видел столько узкоколейных путей в одном месте. Жаль, что фотографией не передать, НАСКОЛЬКО колея на самом деле узкая:

15.

За депо обнаружился старый гидрант, пара каких-то вагонов и обтявкавшие меня собаки. Следом вылез угрюмый сторож, и сказал, что здесь ходить нельзя и фотографировать тоже, и это изрядно меня удивило - из всех прочитанных путевых заметок следовало, что туристы здесь ходят что по музею, а работники им только рады. Может, сработал банальный "синдром вахтёра", и мне стоило потребовать кого-то старшего по должности, но я поленился, да и были ли таковые на месте в воскресение? Я не попал ни в депо (где есть весьма интересные машины вроде настоящего рельсового автобуса), ни в отличный, по словам других путешественников, музей, созданный тем самым Василием Харловым - он работает сейчас свободно (а не по записи, как ещё несколько лет назад), но только по будням... Фото и из депо, и из музея можно посмотреть у kirillfedorov4.

16.

На вокзале же понемногу начинал скапливаться народ, вполне нормальный сельский люд с вечно растерянными тётушками, суровыми мужиками в затёртом камуфляже, удалыми пацанами со шрамами от сельских драк, хитроглазыми девчонками, к коим примешивались немногочисленные дачники из Екатеринбурга. Я расспрашивал их, что да как, отвечали мне очень дружелюбно и даже не удивлялись, что я у них забыл - туристов на АУЖД действительно немерено, до меня к кассе подходили неформалистые парень и девушка, в итоге так и не поехавшие, а в обратном поезде сутки спустя уже по прибытии обнаружился молодой немец. Здесь есть "круизный" поезд (ближайший рейс со свободным набором мест - в сентябре) для тургрупп, но что ещё интереснее - в 11:20 по субботам из Алапаевска отправляется обычный рейс до Верхней Синячихи, сделанный специально для туристов выходного дня из Екатеринбурга. В общем, АУЖД не просто самая большая, но и самая развитая узкоколейка России, вполне осознавшая себя достопримечательностью.

17.

Между тем, за всеми этими разговорами, я вдруг услышал тарахтение и стук тепловоза, и побежал смотреть, чем разродилось депо.
Мимо проехал ТУ7 - самый массовый в истории тепловоз колеи 750мм, "рабочая лошадка" советских узкоколеек. Как я понимаю, он просто выпускал из депо молодого "коллегу", которому и предстояло вести пассажирский поезд.

18.

С тремя вагончиками он вышел за ворота депо и скрылся за поворотом - конфигурация путей здесь такая, что разъезд занимает минут десять времени. За теми козловыми кранами - станция Красная:

19.

Вот поезд подан под посадку, и знакомого с другими постсоветским узкоколейками человека его вид приводит в культурный шок:

20.

Красный ТУ7, возможно, раньше сам водил пассажирские поезда - у griphon можно оценить облик АУЖД 8 лет назад, порядком с тех пор изменившийся. Тогда видавший виды поезд состоял из 5 разноцветных вагонов с лозунгами на боках ("Человек славен трудом", "Урал - опора России", "Берегите лес", "Пользуйтесь услугами железнодорожного транспорта"), а одной из главных достопримечательностей АУЖД были единственные (!) на колее 750мм плацкартные вагоны (теоретически тут есть ещё почтово-багажный вагон и даже единственный узкоколейный вагон-храм, фотографий которого я так и не нашёл). В моём поезде вагонов было три - один общий:

21.

И два плацкартных. Но могли ли вы себе представить, что вагоны узкоколеек могут выглядеть так?! Они, вместе с тепловозом, построены в Камбарке по заказу АУЖД в 2014 году, и это кажется единственный такой случай - вроде бы камбарский завод что-то клепает на экспорт (ведь советские узкоколейки остались в странах типа Кубы или Вьетнама) и для ДЖД, но алапаевский ТУ7А-3367 теперь, кажется, единственный тепловоз "взрослых" узкоколеек, построенный в постсоветское время, и вполне может быть, что последний.

22.

В вагоне просторно и пахнет новизной. Странно, что полки только боковые - вагоны здесь не столько уже обычных, сколько короче, и проход между полок как-то даже до неприятного широк, а спальных мест всего 16. Такое ощущение, что сюда вполне можно было впихнуть плацкартные отсеки без боковушек, но возможно именно такую компановку сделали из соображений равновесия. В салон выступают кабина проводницы (на кадре выше справа) и туалет, с виду как био, но на самом деле "дырка в полу"... причём худшее место вагона тут не "около туалета", а прямо напротив его двери! И всё бы ничего, но в этой сказке нет постельного белья, и вместо подушки я использовал пакет со своим тряпьём, завёрнутый в джинсовку.

22а.

Итак, поезд отправляется - в такую глушь, куда никак иначе не доехать. Сейчас он делает 4 рейса в неделю, и если бы я по каким-то причинам не успел на обратный поезд в ночь с понедельника на вторник - застрял бы в Санкино до четверга. Первая от Алапаевска-2 станция Красная расположена буквально за поворотом от депо, среди бескрайних лесопилок - гигантская по узкоколейным меркам сортировка с парой десятков путей, в основном пустых и зарастающих. Официально тут есть стоянка, но бессмысленность её столь очевидна, что поезд в обе стороны проходил Красную без остановок:

23.

Покинув город, линия уходит в леса, делая по ним внушительную петлю. Поезд идёт медленно и даже с такой скоростью ощутимо раскачиваясь, и это была проблема ещё во времена постройки АУЖД, когда синячихинские крестьяне пешком проходили 12км до города за два часа, а поезд свои 26 километро одолевал порядка 4 часов. В лесах я фотографировал лишь километровые столбики, а в какой-то момент узкоколейка подныривает под "широкую" линию Алапаевск - Нижний Тагил:

24.

От медленного пути через лес, скребущий ветками по окнам, успеваешь устать. Но в какой-то момент за опушкой расступается пруд - значит, по законам устройства Урала, рядом должен быть и завод:

25.

У одного из домов заметил каракат - местность тут вполне доступная по дорогам, но глухомань подступает вплотную:

26.

Вот и плотина, пущенная в 1769 году - на Урале этот момент обычно становится датой рождения города. Верхняя Синячиха с той поры выросла лишь в ПГТ (10,8 тыс. жителей), но потому лучше сохранила пейзаж с высокой домной над пространством изб. Главная её достопримечательность - отличный Музей истории промышленности с уличной экспозицией, и я даже собирался сойти в Синячихе на обратном пути, но в итоге поленился. Сооружения плотины, как видите, советские, но само её "тело" насыпано два с половиной века назад, и всё это время сквозь неё непрерывно струится вода:

27.

В 20:35 поезд прибывает на станцию Синячиха, у деревянного вокзала стоянка несколько минут. Раньше поезд делал в Синячихе штук пять остановок - 21-й километр, Тимошково, собственно вокзал, Больница, Угольная, но сейчас и здесь-то, кажется, один человек сел и никто не вышел.

28.

Может, кто из знатоков железных дорог подскажет, что за действо происходит у столба?
В сотне метров от станции - заброшенная баня:

29.

Саму Синячиху в сгущающихся сумерках снимал из тамбура, открыв дверь - мотает изрядно, но не так, чтобы прямо вывалиться. Расслабляться, впрочем, тоже не стоит - пару раз меня довольно чувствительно огрело ветками. По дороге мост через реку Синячиха, а над рекой похожие на замок тёмного властелина доменные печи Верх-Синячихинского завода:

30.

Ехал бы я тут месяцем раньше - меня сопровождал бы мягкий предзакатный свет, но в конце июля в 9 вечера уже слишком темно, чтобы снимать на ходу да в тряске. За заводом путь пролегает среди отвалов:

31.

А за ними - по "новой" части посёлка. Обыденные до унылости пейзажи, если бы не одно "но" - созерцаешь их из окна узкоколейного вагона:

32.

Успенская церковь - явный новодел. Поближе к заводу есть и старый храм конца 18 века, но вроде бы он всё ещё в руинах:

32а.

На этой же частью посёлка довлеют густо дымящие трубы фанерного комбината "Фанком", который и обеспечивает теперь благополучие Верхней Синячихи и жизнь АУЖД:

33а.

На путях прилегающей к нему станции Угольная - длиннющие составы с лесом:

33.

Угольная здесь вообще одна из главных станций, некоторое время бывшая даже конечной. 2016-й год для АУЖД был весьма непростым - весной линия пострадала от разгула стихии, размывшей в нескольких местах насыпь и повредившей мост через Синячиху, который приехавшая из Екатеринбурга проверка постановила закрыть мост для пассажирского движения до устранения неполадок. Угольная тогда стала начальной станцией, и на любой другой узкоколейке это значило бы, что теперь так насовсем - как у дряхлых стариков, у них не заживают раны... Но только не на АУЖД! Позвонив накануне поездки уточнить расписание, я с удивлением узнал, что мост починили и поезд в Санкино ходит по-старому, в Угольную прибывая в 20:58.

34.

Вот так выглядит местный локальный край ойкумены, которым служит линия Алапаевск-Серов (не путать с основной линией Нижний Тагил - Серов). Дальше иначе как по УЖД пройдёт разве что вездеход или трактор, ближайший город в той стороне - югорский Урай за 300 километров отсюда.

35.

Но до того, как совсем смерклось я успел ещё выйти на станции Ельничная - по расписанию стоянка там 10 минут (с 21:44), но фактически мы простояли у деревянного вокзала с мемориальной доской местному герою войны Николаю Шалашникову и все двадцать.

36.

В скверике рядышком - воинский памятник с весьма проникновенной надписью "Бессмертен павший за великое дело. В народе жив вечно, кто для народа жизнь положил, трудился, боролся и умер за общее благо":

37а.

Но именно здесь я ощутил дух узкоколейки - она связует несколько деревень, где живёт дай бог если несколько сот человек, и на этих станциях реально "все друг друга знают" - пассажиры и поездная бригада, работники станции и селяне курят у вагонов, болтают о том, как у Надьки померла корова, от Соньки ушёл муж, Михалыч поймал вот такую рыбу, а Лёшка хоть и дурак дураком, да работает теперь в Свердловске, где все люди злые и нечем дышать, и была бы в нашей деревне работа... эх, всё развалили! И в общем простоял бы здесь поезд хоть полчаса - вряд ли бы это кого-то расстроило: узкоколейка уходит в какое-то подространство с иными временем и укладом, и именно на эту потайную цивилизацию я и хотел взглянуть.

37б.

А вот у вокзала в компании роскошной собаки девочка с таким неприятно взрослым лицом, будто ничего хорошего в её жизни не было и уже не будет. Сфотографировал её по требованию сильно пьяной мамаши у поезда, до того навязчиво требовавшей, чтобы я сфотографировал машиниста с помошником, тащивших с вокзала какие-то железяки: "Чё ты какую-то херню снимаешь? Ты вот их сфоткай, сфоткай, как они железо п...здят! Видал как алапаевские железно п...здят? Сфоткай их, а то потому будут говорить, что это мы ельничные всё с...здили!". Деревни вдоль АУЖД оказались вобще весьма богаты сюжетами из "интеллигентского кино" (если кто не в курсе, это жанр о поглощении кубометров водки жителями русской глубинки), но может просто дело в том, что нормальные люди по вечерам пьют дома чай со стопочкой для лучшего сна, а пьяные шатаются по деревне и неизбежно приходят на вокзал, который служит в этом мирке ночным клубом.

38.

Дальше совсем стемнело, а я наконец заснул. Поезд проходил ещё станции Строкинка, Чернышёвка, Муратково с кирпичными вокзальчиками сарайного типа, а от линии здесь отходит несколько боковых веток - на Берёзовку (из Чернышёвки), Бобровку (из Ельничной), Гаранинку (оттуда же, но вроде бы разобрана в 2012 году). На них тоже есть какое-никакое движение, причём весьма экзотическое - например, пару лет назад из Берёзовки в Угольную четырежды в месяц (по два рейса в первую и последнюю недели) ходил тепловоз с настоящей теплушкой (фото у Болашенко), возможно последней в России, и в таком окружении даже наша линия выглядит как магистраль. Где-то в пол-первого ночи, с опережением графика (несмотря на долгие стоянки!) поезд прибыл на конечную станцию Санкино, чтобы через десять минут отправиться назад:

39.

Нормальный турист тут же бежит в кассу за билетом, однако я, как уже говорилось, решил остаться в Санкино на сутки. И чтобы не перегружать следующий пост, здесь же покажу и фотографии станции Санкино при свете следующего дня. Вот слева кирпичный вокзал, бывший моей "гостиницей", справа видимо какие-то запасные пути. Зелёный вагончик скрывает внутри печку-буржуйку, а на морде снегоочистителя почему-то написано "Личный!":

40.

На четвёртом пути стоит длиннющий состав со шпалами, который со стороны южной горловины замыкает полувагон:

41.

А с северной - пара теплушек и ряд пустых лесовозов:

42.

Ещё какие-то странные вагоны на запасном пути - сцепы для перевозки хлыстов:

43.

Длинные цистерны у депо, вид сквозь сцепление:

44.

45.

Ручные стрелки и депо:

46.

А воту входа чинят ТУ4, утром куда-то ездивший - возможно, здешние усталые старые машины приходится чинить после каждого рейса? Зелёных ТУ4 тут минимум два, один с советским гербом, другой с российским, и чинили именно последний, в то время как "советский" исправно работал дальше по линии на Калач.

47.

В здешнее депо я зашёл беспрепятственно, обнаружив там ещё один ТУ4 с трелевочным трактором на платформе - стало быть, обслуживает лесозаготовки:

48.

Ещё какая-то техника на задворках депо. Тишина и такой сладкий воздух, что меня порой неудержимо клонило в сон.
Мозг отказывается воспринимать АУЖД как узкоколейку и самопроизвольно расширяет её пути. Кажется, что дорога ведёт сквозь время, прямиком в прошлое, и ты здесь как на обычной станции, но только лет этак 40 назад. Не знаю почему, но у меня перед глазами вставала товарная станция в Тюмени, где в "Белом шарике матроса Вильсона" Владислава Крапивина главный герой забился в теплушку, спасаясь от хулиганов... Тем более укрытия от гопников на этой станции пришлось искать и мне.

49.

Но об этом,о деревне Санкино и о том, как я катался в Калач на "бешеной табуретке" - в следующей части, последней перед долгим отъездом в пески Туркестана.

50.

В ссылках-превью - другие мои посты об узкоколейках. В доЖЖшную эпоху ещё довелось побывать на ныне покойной Тумской УЖД и в переславском музее.

СЕВЕР-УРАЛ-2016
Обзор поездки и оглавление серии.
Селькупия
Вертолётом над тундрой.
Красноселькуп.
Мёртвая дорога. Река Таз и брошенные паровозы.
Мёртвая дорога. Посёлок Долгий и поход по линии
Нефтегазовый край.
Железные дороги Югории.
Как добывают нефть.
Ноябрьск. Город нефтяников в краю газовиков.
Когалым. Столица ЛУКойла.
Нижневартовск.
Сургут. Городской пейзаж.
Сургут. Старина и транспорт.
Сургут. Вездеходы "Тром".
Горнозаводской Урал.
Верхняя Пышма. Медный город.
АУЖД. Алапаевск и поезд.
АУЖД. Санкино и бешеные табуретки.
...другие посты будут осенью-зимой.

Как можно узнать кто тебе сделали порчу

Помощь - Поиск - Пользователи Полная версия этой страницы: Nox App Player Авторизация / Регистрация 4PDA Прочее Эмуляторы Эмуляторы мобильных устройств для ПК Страницы: 1.

Почему у меня не качает плей маркет

Android советы и подсказки. Что делать, если на планшете или

Почему у меня не качает плей маркет

Почему не заходит в Плей Маркет? Что если не работает Play

Почему у меня не качает плей маркет

Бесконечное ожидание загрузки проблема со смартфоном

Почему у меня не качает плей маркет

Не загружаются или не обновляются приложения в Google Play

Почему у меня не качает плей маркет

Как починить Google Play, если он перестал работать? Galaxy

Почему у меня не качает плей маркет

Не работает Гугл Плей Маркет - произошла ошибка в

Почему у меня не качает плей маркет

Play маркет не загружает приложения. - официальный

Почему у меня не качает плей маркет

Google Play не работает. Текущие проблемы и статус

Почему у меня не качает плей маркет

Недостаточно места в памяти устройства Android

Почему у меня не качает плей маркет

Почему не работает Плей Маркет - 13 причин

Почему у меня не качает плей маркет

Не работает Google Play Market - что делать?

Почему у меня не качает плей маркет

Google Play - Технические проблемы - 4PDA